Хит-Парад
ФЕСТИВАЛЬНЫЙ БУМ


Очередной, восьмой по счету, "Максидром" оказался одним из худших в истории фестиваля. Давно изжившую себя идею "русского Вудстока" организаторы мероприятия сначала пытались реанимировать путем "чистки стройных рядов". Все коллективы, хоть отдаленно напоминающие "говнорок", попросили не беспокоиться. Взамен пригласили когорту молодых, подающих надежды музыкантов: "Сегодня ночью", "7Б", Butch, "Мультфильмы" и иже с ними.

Надежды не оправдались. Срочно надо было придумывать новую "фишку", чтобы удержать публику. А как иначе? Ведь если раньше "Максидром" был в своем роде единственным и неповторимым, то сейчас количество фестивалей на душу населения достигло своей критической массы. Дабы избежать кризиса жанра, концепцию "нам все за так сыграют" разбавили финансово-обременительным жестом - пригласили иностранных гостей: Apocalyptica, HIM и Chumbawamba.
Разумеется, было бы слишком наивно полагать, что сделали это организаторы себе в убыток. Ведь посмотреть именно выступления заезжих звезд пришло больше половины зала.
За духовные, с позволения сказать, ценности публике пришлось расплачиваться вполне материальными. Потяжелевшие в плане цены билеты стали не по карману основной аудитории фестиваля - несовершеннолетним поклонникам рок-музыки. Но фанаты - люди стойкие и пронырливые. Одни шли в "Олимпийский", сжимая в кулаке заветную контрамарку, другие кучковались у входа в с/к, ожидая какой-нибудь "халявы".
Список российских коллективов - участников "Максидрома" в этом году был довольно скудным. Видимо, в пылу коммерческого задора организаторы над этим особо не заморачивались, руководствуясь принципом "пипл схавает". Публике оставалось гадать, кто скрывается под многозначительными "!!!!!!!?" на фестивальных афишах. Большинство втайне надеялось, что этим сюрпризом окажется Земфира.
Каждому, попавшему на концерт в тот день, по-своему пришлось испытать свои нервы на прочность. Зрителям достались немереные очереди в туалет, тотальный запрет на курение и утоление жажды в строго отведенных для этого местах (в зал даже с пластиковой "тарой" не пускали). Впрочем так бывает почти на всех подобных мероприятиях. Прессе же пришлось выбирать между возможностью посмотреть "Максидром" и поработать в пресс-комнате. Третьего не дано. Но журналистам "Хит-Парада" не впервой. Пришлось наматывать круги, бегая от маленького душного помещения для импровизированных пресс-конференций к сцене (через весь спорткомплекс) и обратно.
В традициях фестиваля - представлять каждый год очередные технические новшества. Однажды эту функцию исполняла вращающаяся сцена. На этот раз ее решили оставить в стационарном положении, добавив еще одну - поменьше размером. Таким образом, стоявшие в танцевальном партере, оказались "зажатыми" между двух площадок. Выступавшим на малой сцене отвели незавидную роль - заполнять промежутки между выступлениями коллег поудачливей и познаменитей. Ясное дело, что "Озоновые коктейли", Urfin, "Спирали", "7Б" или, скажем, "Каста" не могут тягаться со "Сплином", "БИ-2" или тем же Н1М'ом. Но все же... К тому же не совсем понятно, как попала на малую сцену группа "СерьГа", которая открывала фестиваль. Кстати, про звук хочется сказать отдельно. Стоявшим в танцевальном партере было видно только "тыльную" сторону выступавших на мини-площадке, а слышно лишь отголоски песен, то есть - ни фига. Лажа со звуком случалась до неприличия часто.
Самое интересное происходило тем временем на главной сцене. Первыми ступили на нее Аросаlyptica, в прямом смысле слова - горячие финские виолончелисты. По накалу страстей и энергетике их выступление можно назвать одним из самых ярких на "Максидроме-2003". Четверо парней с академическим консерваторским образованием потрясно играли heavy-metal на виолончелях. Аж дух захватывало! Они исступленно трясли головами и сливались в экстазе со своими инструментами, что в дополнение к их обнаженным торсам вводило в трепет всю женскую половину зала. Около часа наслаждались зрители мощным эротическим драйвом Apocalyptica, высекавших из-под пальцев то произведения из своего последнего альбома Reflections, то - металликовскую нетленку Nothing Else Matters. После выступления музыканты рассказали, что раньше готовились к выходу на сцену, предварительно изрядно накачавшись пивом. Теперь же они просто одеваются и накладывают грим часа за полтора до начала. Финский десант оказался на редкость дружным. Так Apocalyptica признались, что рады выйти на одну сцену с HIM (обмен любезностями был взаимным). Ведь их коллективы многое связывает. Например, свой последний альбом Apocalyptica писала в той же студии, что и HIM. Начинали сценическую карьеру тоже вместе, когда выступали впервые на одной площадке. В общем, финские металлисты за кулисами оказались вполне "белыми и пушистыми" добрячками.
В прошлом году исполнителей объявляла Масяня. Задорная мулътгероиня справлялась с возложенной на нее обязанностью куда лучше нынешнего ведущего - Шнура, столь нелюбимого московской мэрией. Появление на мониторах опального лидера команды "Ленинград" по задумке организаторов должно было стать сюрпризом для зрителей. Однако его постный конферанс не вызвал никаких положительных эмоций. Потому и реплики, отпущенные им в адрес участников "Максидрома", вспомнить вряд ли кому-нибудь удастся.
Следующим на сцене появился "Моральный Кодекс". На фоне Apocalyptica смотрелись они неважно. Группа древняя и заслуженная. Музыканты в ней собрались профессиональные, но явно были "не в кассу" на подобном фесте. И подобных "но" набралось немало. К тому же солист "Морального Кодекса" Сергей Мазаев накануне простудился. Вот и оставалось ему отчаянно хрипеть в микрофон "До свидания, мама!" и про "Первый снег". Ожидавшийся дуэт с Земфирой также оказался в пролете. На пресс-конференции Мазаев назвал Зему одной из самых красивых девушек в нашей стране и посетовал на пресловутые обстоятельства, помешавшие их совместному исполнению песни "Кто?".
Британские анархисты Chumbawamba порадовали зал не только своим единственным, широкоизвестным в России хитом Tubthumping. Во-первых, обилие музыкантов на сцене (целых 8 человек) не позволяло запомнить в лицо весь этот "хор им. Пятницкого". Но позволяло самим исполнителям играть обалденно драйвовую музыку. Во-вторых, одна из солисток коллектива, облаченная в костюм монашки, распивала прямо на сцене бутылку виски, а затем спрыгнула в зал и принялась угощать первые ряды. К слову сказать, то же самое она потом проделала и на пресс-конференции, спаивая вискарем журналистов. И, наконец, в-третьих, не знающим языки СО СТОРОНЫ все, что делает Chumbawamba, может показаться задорным стебом. На самом деле, поет-то группа все больше о своих политвоззрениях. Так, на "Максидроме" они проехались по Бушу, Макдональдсам и... группе "Тату".
Затем на сцене появилась "главная надежда" организаторов "Максидрома" - "Токио". Их представляли чуть ли не самой талантливой молодой группой в нашей стране. В таком случае с талантами у нас совсем туго. Подопечные Анастасии фон Калманович (экс-директора Земфиры) и Гоши Куценко яростно голосили, рвали струны и долбили по барабанам. Вспомнилась старая шутка группы "Тайм-Аут": "Дай микрофон".- "Зачем?" - "Да так - поорать". Во время их выступления что-то несколько раз бабахнуло под потолком. Как позже выяснилось, это были пиротехнические эффекты. Собрались изобразить радугу - не вышло. На песне "Столица" один из продюсеров коллектива, актер Гоша Куценко, вышел на сцену в качестве бэк-вокалиста, но... вызвал в зале лишь ехидные смешки. Впрочем, они искренне старались понравиться публике.
Ребята из "БИ-2" вышли в марлевых повязках, прокомментировав свой жест засилием атипичной пневмонии. Импровизация на актуальную топовую тему заголовков всех мировых СМИ была воспринята аудиторией на ура. Группа исполнила практически все свои старые и новые хиты: "Последний Герой", "Полковнику никто не пишет", "Прощай, Берлин" и пр. К чести музыкантов следует заметить, что сыграли они, как всегда, отлично.
От Найка Борзова народ ждал "Лошадки". И напрасно. Найк пустился в музыкальные эксперименты. Его электронные экзерсисы, однако, плохо вписывались в общую канву выступлений. Видимо, поэтому, разгоряченная поначалу публика вяло отреагировала на репертуар нового альбома Борзова. Музыка-то интересная - просто не к месту Найк оказался на "Максидроме-2003", как и "Моральный Кодекс".
Под конец фестиваля зрителей ожидал настоящий сюрприз. Четыре последних коллектива: "Ночные Снайперы", "Дельфин", "Сплин" и HIM - буквально взорвали зал аплодисментами. Человек-эмоция, Диана Арбенина сразу же покорила зал своей потрясающей манерой исполнения. И пришедшие специально на "Ночных Снайперов" тематические девочки и вся остальная публика хором пели с Диной "Катастрофически" и танцевали под энергичную Dance Me. А на песне "Ты дарила мне розы" в зал полетели непонятно откуда взявшиеся лепестки роз. Многие недоумевали, дескать, зачем Дельфина-то пригласили? Рок-фестиваль все же. Но все вопросы снял он сам. И вроде бы хитов никаких давно не выпускал, и не поет, а все больше речитативы наговаривает в микрофон, и... Но Дельфин и сейчас "живее всех живых", прямо как Элвис Пресли, красовавшийся на рубашке музыканта. Не успели все дух перевести после очередного зажигательного выступления, как на сцене нарисовались "Сплин". Вот кто настоящие ветераны фестиваля. По признанию Саши Васильева, группа чувствовала себя на площадке "Максидрома" как дома. Это ощущение расслабленности и уверенности отразилось на выступлении: музыканты "держали" зал от первой до последней ноты. Благодарная публика требовала команду на бис, но это было невозможно из-за четкой регламентированности времени.
Поскольку Шнуру запрещено выходить на московские сцены - его вынесли под белы рученьки двое молодцев. Разумеется, это была очередная фишка. Шнур, абсолютно трезвый за пределами сцены, изображал на оной полную невменяемость. Последний конферанс фронтмена "Ленинграда" был лаконичен: "ХИМ",- выдавил Шнур слово из трех букв.
Фанаты финских изобретателей жанра love metal ждали этого момента слишком долго. Люди в готических мрачных одеяниях и "при полной боевой раскраске" дружно ринулись к сцене. Самые отчаянные, что осаждали весь вечер служебный вход "Олимпийского", успели взять автографы у своих кумиров, сфотографировать их или даже прорваться за кулисы. В основном девочки пубертатного возраста стремились приблизиться к лидеру группы HIM, волоокому Вилле Вало. Собственно, благодаря личному обаянию музыканта выступление HIM и не стало провальным. Видимо, вконец ошалевшие к полуночи звукорежиссеры устали "рулить" и зарядили такой безобразный саунд, что музыка HIM едва не слилась в одну нечленораздельную ноту. Спас эротический магнетизм загадочно улыбавшегося и томно постанывавшего Вилле. Публика пускала слюни от умиления. Больше часа "его сатанинское величество" улыбался, стонал о любви, посылал воздушные поцелуи, насиловал микрофонную стойку, курил и пил пиво. Практически полноценный концерт HIM'а получили в подарок зрители напоследок. Еще бы, ведь группу эту народ российский любит также горячо, как, пожалуй, Наталию Орейро. И HIM отвечают взаимностью - в отличие от Аросаlyptica и Chumbawamba они знали, куда ехали, заранее и про фестиваль были наслышаны. Даже изучили творчество своих российских коллег. Вилле Вало так и сказал: "Группу "Ария" знаем - хорошие ребята".
"Идти или не идти..." на следующий "Максидром" - "вот в чем вопрос", скажем мы, перефразировав классика. Тем, кто был на фестивале впервые, думается, сравнивать не с чем. Посему это вопрос не к ним. А скорее к тем, кто помнит еще первый фестиваль 1995 года. Интересно, с каким чувством покидали они нынешнее мероприятие? Горьковатое послевкусие разочарования испытали или вспомнили бурную молодость? Видимо, у каждого свой ответ на эти вопросы.

Елена Самойлова
Фото Акакия Скорпионыча

сканы 1, 2, 3, 4

Back to Russian Heartagram main page